Антон Арцев: «Мужество — это не преодолевать препятствия, а просто устоять на ногах»
Музыкально-театральная Москва знает его как Саню Григорьева из «Норд-Оста», Атоса из «Трёх мушкетеров», брата Лоренцо из «Ромео и Джульетты». Зрители телеканала «Радость моя» любят его как ведущего «Доброго слова», яркого героя серий из «Чайной», «Короля и Слуги», "Следователей", автора и исполнителя музыкальных сочинений.
Антон Арцев — актёр, музыкант, певец, композитор, аранжировщик, ведущий на телеканале «Радость моя»
Родился в украинском городе Северодонецке, учился в 7 школе г. Новочеркасска, Ростовской обл.. Как любой мальчишка, в детстве дрался и гонял на велосипеде. Настоящая любовь к музыке пришла к нему позже, в юности, но раз и навсегда. Музыка помогла ему найти свой творческий путь. Антон Арцев – актёр, музыкант, певец, композитор, за плечами которого роли в спектаклях и мюзиклах.
Уже почти 9 лет он сотрудничает с телеканалом «Радость моя»: его голос звучит в заглавной песне «Сказок и историй», как ведущий он приходит в каждый дом с «Добрым словом», как один из персонажей «В чайной» неизменно вызывает добрую улыбку зрителей. В 2011 году на телеканале «Радость моя» состоялась премьера сериала «Усадьба», наполненного музыкой и песнями Антона Арцева. Любимый зрителями актёр и музыкант в жизни сдержан и прост. Он счастливый отец: его семнадцатилетний сын Вадим тоже делает первые шаги на музыкальном поприще. И, возможно, в скором времени появится музыкальная династия Арцевых.
— Все мы родом из детства. Каким было детство Антона Арцева?
— В детстве увлекался техникой, причем достаточно продуктивно: сам собрал мопед, по тем временам вещь роскошную (раму для него с отцом сварили из старого спортивного велосипеда, уменьшили в размерах), было мне лет 12. Как ни странно, музыкой в детстве не увлекался, только в юношеском возрасте решил помучить гитару. Кстати, начинал с классической, но забросил, не усидчивый был. К концу обучения в школе я не очень хорошо представлял, чем буду заниматься. Чуть не поступил в военное училище, но вовремя понял, что это не моё. Родители видели меня инженером — мечтали, чтобы пошёл по стопам отца. Может, поэтому я и поступил в политехнический институт (НПИ, ныне — ЮРГТУ).
— Достаточно логично, если учесть собранный в столь раннем возрасте мопед! А когда появилась музыка в Вашей жизни?
— Всё, чем я увлекался в детстве и в юности: походы, механика, даже музыка — всё основано на желании сделать или испытать что-то новое и получить от этого удовольствие. Поэтому мопед ничуть не противоречит гитаре, а политех только помог моему увлечению музыкой. Именно там я создал свою первую группу — «8», причём выглядело это название как семерка в букве О. На одном дыхании написал гитарный альбом: в тот период мне очень хотелось заниматься музыкой, создавать собственные композиции, и уже с новой группой «Реаниматор» писал композиции в стиле "металл" (почему-то в юношеском возрасте хочется играть жёсткую, очень жёсткую музыку))) дальше меня потянуло в "трэш" и группа развалилась. Потом меня пригласили в группу «Оникс», с которой начались мои серьёзные выступления на разных фестивалях, где приходилось петь на одной сцене с такими величинами, как Андрей Мисин, Борис Гребенщиков, «Агата Кристи». У нас был успех: даже немецкая фирма планировала выпускать наш диск, да вот кризис помешал.
— С тех пор музыка всегда присутствовала в Вашей жизни?
— Да, даже в армии. Творческая жизнь так захватила, что пришлось оставить институт, а с ним — лишиться привилегий военной кафедры. Вспоминая то время, могу сказать одно: взрослому человеку жить в условиях казармы очень сложно. Мне было 22 года, я был женат, определился в жизни. И вдруг попал в такие условия, где за меня решают всё, а я должен только подчиняться приказам. Но и здесь мне повезло, и именно благодаря увлечению музыкой! (В армии таких, как я, называют "умельцами" — если хоть что-то умеешь, не пропадёшь. В моём случае сначала меня выручило умение обращаться с аппаратурой: никак не могли озвучить плац для церемонии военной присяги, я вызвался помочь и тут же стал радистом)) Замначальника ВШП мечтал создать группу из военнослужащих- я сколотил группу, где играл на барабанах и пел (гитаристы-то нашлись, а барабанщиков не было) -видите, здесь уже выручила музыка, мы получили возможность выезжать за пределы части , играя на праздничных мероприятиях, и опять же, увольнительных стало больше))) Начальник военного училища связи, генерал-майор Волков А.П., послушав моё выступление, предложил мне продолжить службу в оркестре при клубе училища, я согласился. Кстати, дирижер и руководитель оркестра С. Арушанов неплохо натаскал меня по музыкальной линии. Но главное — я получил возможность заниматься любимым делом: репетировал с группой, выезжал на фестивали, то есть получил свободу для творчества даже в армейских условиях. Кстати, путёвку в будущую жизнь я получил именно в армии. Я понял, что быть талантливым музыкантом можно и без образования, но достичь высокого уровня — невозможно. Анатолий Панфилович Волков посодействовал в переводе меня на новое место службы, в оркестр Санкт-Петербургской Академии связи (начальником которой был тогда ген.-лейтенант Лигута С.Р., затем ген.-лейтенант Карпов Е.А (вы знаете, эти люди мне очень дороги, они много сделали для меня и моей семьи в сложные 90-е годы и я им сердечно благодарен), а в 1997 году я поступил в Академию театрального искусства (СПГАТИ, бывший ЛГИТМиК, кафедра актёрского мастерства, курс О.С.Антоновой и Исакова А.Б.). Параллельно занялся вокалом. Интересно, что преподаватели долго не могли определиться с тембром моего голоса и какое-то время меня считали басом, потом — тенором. Пока, наконец, не стало ясно и мне, и окружающим, что я лирический баритон. Учась на втором курсе, получил первую роль в театре имени В.Комиссаржевской: Макс в «Одолжите Тенора».
— Какой поворот от политехнического института — к театральному! Всё-таки победило творческое начало?
— В жизни многое происходит по воле случая. Уверен, не стоит что-то конструировать, планировать. В этом смысле мне нравится высказывание некого киноперсонажа: «Раньше мне казалось, что мужество — это преодолевать препятствия и идти вперед, теперь я понял, что мужество — это устоять на ногах, держать удар». Нельзя идти по головам, разбивать чужие жизни ради своей цели. Всё само приходит и случается. Просто нужно быть готовым к тому, что мечта всё-таки начнёт сбываться.
— А переезд в Москву тоже реализовавшаяся мечта?
— Мой переезд в Москву тоже некое звено в общей цепочке жизненных событий. Когда театр имени В. Комиссаржевской закрылся на реконструкцию, решили с однокурсником попробовать себя в московских театрах. Показался в двух театрах, но по типажу не прошёл. Грустная история, ты пыжишься, "проживаешь", переживаешь, а режиссёр смотрит на актёра и прикидывает: «Какой длины ноги-руки, какого цвета волосы? А что, если на него надеть это?» Актеры — это кирпичи, некий материал в руках мастера. Но это правильно. Режиссёр находится снаружи, он видит полную картину, ты же — двигаешься на ощупь. Мы — пестики внутри цветка, которые не знают, как выглядит сам цветок. В третьем театре — «Бенефис», под управлением Анны Неровной — мне были рады. Даже предоставили квартиру, и всей семьёй мы перебрались в столицу. Жизнь закипела. Как поющий актёр, всегда хотел попробовать себя в музыкальном спектакле. И сложилось! Случайно (!) попал на пробы в театр на Дубровке и получил роль Сани Григорьева в мюзикле «Норд-Ост». Не скрою, было трудно, ведь мюзикл — это самый легкий для восприятия жанр, но самый сложный в плане подготовки. С 12 дня до 12 ночи ты живешь в театре: распевки, хоры, движения, танцы, ежедневный показ.. Не каждый выдержит!
— Получается, что актерский хлеб, вопреки бытующему мнению, не такой уж лёгкий?
— Конечно! На сцене ты не играешь, ты живёшь, только при таком раскладе будешь убедительным. Невозможно представить себя королем, ведь ты им никогда не был, ты вообще короля в жизни не видел. Как же сыграть эту роль? У человека есть свой жизненный опыт. И я легко могу представить себя начальником, отцом, в конце концов, который может указывать своему ребенку.
— Члены Вашей дружной семьи тоже имеют отношение к творчеству?
— Самое непосредственное. Жена занимается флористикой. Каждый день она сочиняет, творит новый букет. Я даже не знаю названий цветов, с которыми она работает. Как, например, назвать корягу? А ведь она может стать центром изумительной композиции. Оказывается, составление букетов — это целая наука. Сыну Вадиму скоро исполнится 18, он у нас барабанщик. Недавно пригласил меня на первое выступление, в группе он самый юный участник. Сейчас у него период становления, он только нащупывает свою дорогу. Но это здорово, когда сын увлекается тем, что любит его отец.
— Когда в Вашу жизнь пришло телевидение?
— Это был очередной шаг по дороге жизни, ещё одно подтверждение тому, что все события тесно связаны между собой. Олег Голуб, коллега по "Норд-Осту", пригласил меня вместе с ним вести утреннюю программу на ТДК, там познакомился с Федосеенковой Ирой, и с её подачи в 2004 году я пришёл на телеканал, который впоследствии стал называться «Радость моя».
— А помните, как всё начиналось?
— Для меня всё началось с «Доброго слова», со «Сказок и историй». Помню даже свою первую роль — итальянский повар, который очень любил «макарони»! Кстати, песенка в заставке «Сказок и историй» звучит в моём исполнении до сих пор!
— Получается, что не только актёрский, но и музыкальный талант был востребован телеканалом?
— Вполне! Моё первое творение — песня «Козы любят бузину». Потом частенько для «Шишкиного Леса» писал песенки! Вот, например, колыбельную для Енотыча и написал, и спел. Для сказки «Король и слуга» - песню «Вперед, вперед, нас битва ждет!», опять же "Колыбельную"для серии «В чайной»..
— Вам нравится писать песни для «Радости»?
— Я делаю это с удовольствием и рад, если получается. Я благодарен телеканалу за предоставленную возможность музыкально озвучить сериал «Усадьба». Это был весьма полезный опыт в профессиональном плане.
— Поздравляем и желаем творческих успехов! Кстати, о поздравлениях. Чего бы Вы хотели пожелать в преддверии Рождественских праздников и юбилея телеканалу «Радость моя»?
— Сначала не удержусь и скажу, что я давно являюсь убеждённым противником телевизора — это зло, которое отвлекает от реальной жизни. Очень обидно видеть родных людей уткнувшимися в экран! Телевизор не окно в жизнь, это окно… в мусоропровод, по меткому определению Пелевина. А вот «Радость моя» — прекрасное исключение! Хорошо, что существуют интернет-трансляции, ты можешь сам планировать, что посмотреть утром, а что вечером, на сон грядущий.
Хочу пожелать, чтобы продолжалось сеяние разумного, доброго, вечного! Ведь именно этим занимается «Радость моя». И если кому-то становится, благодаря каналу, легче, то пусть так и будет. Пусть ширится круг людей, которые смотрят наш канал. И пусть учится жизни молодое поколение на примере тех историй, которые мы разыгрываем для них в программе «Сказки и истории», "Доброе Слово"
— А чего пожелаете себе?
— Спокойствия душевного. Самое важное находится внутри нас. Где бы ты ни был, куда бы ни уехал, ты всегда остаешься с собой наедине. Декорации ты можешь поменять: остров в океане или самая высокая гора... Но если ты не в ладах с собой, тебе везде будет нехорошо и некомфортно. Поэтому желаю себе в первую очередь равновесия и лада внутреннего!
Интервью брала Оксана Приходько для канала "Радость моя"